8 класс

Тема: Химические свойства оснований.

1. Опорный конспект.
2. Видеоопыты.

3. Проверьте себя.


1. Составьте уравнения реакций с участием щелочи:
а) NaOH, Ba(OH)2б) KOH и Ca(OH)2.

H2SO3 + _______ = ______ + ________. SO2 + ______ = _______ + __________.
H3PO4 + ______ = _______ + ________. P2O5 + ______ = _______ + __________.
FeCl3 + ______ = _______ + _________. FeCl2 + ______ = _______ + _________.

2. Составьте уравнения реакций получения нерастворимых оснований из солей:
а) Fe(NO3)3, MgCl2б) AlCl3, ZnCl2.

3. Составьте уравнения реакций согласно схеме:
a) Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 б) Zn → ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2

4. Определите химическое количество соли, образовавшейся при взаимодействии соляной кислоты и оксида алюминия химическим количеством: а) 0,01 моль; б) 0,02 моль.

Тема: Решение расчетных задач по теме "Химическое количество вещества.Молярная масса. Молярный объем
2. Повторяем и записываем:




3. Необходимые алгоритмы.

Алгоритм №1

Вычисление массы вещества по известному количеству вещества.

Последовательность действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу массы вещества

M = m / n Þ m = M · n

2. Вычислить молярную массу вещества

 

3. Вычислить массу вещества по формуле

Алгоритм №2

Вычисление количества вещества по известной массе вещества.

Последовательность действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу для вычисления количества вещества

M = m / n Þ n = m / M

2. Вычислить молярную массу вещества

 

3. Вычислить количество вещества по формуле


4. Изучаем и записываем примеры решений

Задача 1.

Условие. Какое количество оксида кальция содержится в 112 г этого вещества?

Дано:

m (СаО )=112г

Найти:

n (СаО) – ?

Решение.

Химическая формула оксида кальция – СаО.

n(CaO) = m(CaO)/М(СаО)

Mr(CaO) = 40 + 16 = 56

n(CaO) = 112 г/ (56г/моль) = 2 моль

Ответ: 2 моль СаО.


 Задача 2.

Условие. Вычислите массу порции воды, в которой содержится столько же молекул, сколько их в 22 г углекислого газа.

Дано:

m(CO2) = 22 г

n(CO2) = n(H2O)

Найти:

m(H2O) – ?

Алгоритм решения

Зная массу углекислого газа, рассчитывают его количество. Затем находят количество воды (оно будет равно количеству углекислого газа). А потом, зная количество воды, вычисляют ее массу:

m(CO2) → n(CO2) → n(H2O) → m(H2O)

Решение

1. n(CO2) = m(CO2)/М(СО2)

Mr(CO2) = 12 + 16·2 = 44

n(CO2) = 22 г/ 44 г/моль = 0,5 моль

2. n(H2O) = n(CO2) = 0,5 моль

3. m(H2O) = n(H2O)·M(H2O)

Mr(H2O) = 1·2+16 = 18

m(H2O) = 0,5 моль·18 г/моль = 9 г

Ответ: 9 г Н2О.


Задача 3.

Условие. Вычислите массу метана СН4, объем которого при н. у. составляет 67,2 л.

Дано:

V(CН4) = 67,2 л

Найти:

m(CН4) – ?

Решение.

Алгоритм решения

V(CН4) → n(CН4) → m(CН4)

1) n(CН4) = V(CН4)/Vn = 67,2 л/ 22,4 (л/моль) = 3 моль

2) m(CН4) = n(CН4)·M(CН4)

Mr(CН4) = 12 + 1·4 =16

m(CН4) = 3 моль·16 г/моль = 48 г

Ответ: 48 г CН4.

5. Задания для закрепления

Задача 1. Вычислите массу воды (г), взятой количеством вещества 5 моль?
Задача 2. Вычислите массу 24,08 *1023 молекул серной кислоты H2SO4?

Задача 3. Определите число атомов в  56г железа Fe?























Тема: Растворы. Вода- универсальный растворитель. Строение молекул воды. 
1.Повторяем пройденный материал.
Степень окисления – условный заряд, атома в химическом соединении, если предположить, что атомы состоят из ионов.
Степень окисления
Металлы
Неметаллы
высшая
+ № группы (Са+2О)
+ № группы( N+52O5)
низшая
0 (Са 0)
=№ группы – 8(Li3N-3.)
Степень окисления:

1.Простых веществ равна 0
N02, Cl02, Cu0, Al0.

2. Металлов в соединениях всегда положительна и равна валентности
 K +1 F, Ca+2O, Al+3 2S3
3. Кислорода в соединениях, как правило, равна -2, (исключO+2F2H2O2-1Na2O2-1 )

Na2O-2SiO2-2H2O-2

4. Степень окисления фтора во всех соединениях равна - 1
NaF-1, HF-1, CaF2-1 
5. Степень окисления водорода с металлами равна -1,
с неметаллами, как правило, +1
NaH-1, MgH2-1,
H+1 F, H2+1 O, H2+1 S

6. В сумме степень окисления всех элементов в сложном веществе равна   0.
Ca+2O-2, Na+1F-1

2. Выполните задания.
1.Укажите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

а) Ca+2O-2 + S+4O2-2 → Ca+2S+4O3-2           в) Fe+2(O-2 H+1)2  → Fe+2O-2 +H2+1O-2                                  
б) 2Mg° + O2° → 2Mg+2O-2                      г)    Fe°+ 2H+1Cl-1 → Fe+2Cl2-1 + H2°

2. Укажите процессы окисления и восстановления:

а) S° + 2e- → S-2                                               в)  S +4 - 2e- → S +6
б) Cu° - 2e- → Cu +2                                         г) Mn+7 + 5e- →Mn+2      

3Какие из процессов представляют собой окисление, а какие – восстановление?
Определите число отданных или принятых электронов:

          а) N+3  → N+5                                   в)  Cu +2   →  Cu°
          б)  Cr +6  → Cr+3                               г)  N-3 → N+2

4.  Определите степени окисления атомов, окислитель и восстановитель; составьте схему перехода электронов:

а) СuO + H2 → Cu + H2O                            в) Mg + CuCl2 → MgCl2 + Cu  
б) 2K + 2H2O → 2 KOH + H2                      г)  2KClO3  → 2KCl  +   3O2
5.  Расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций.  Составьте схему перехода электронов.
а)Ca+H2O→ Ca(OH)2 +H2 
б) N2 + H2 → NH3                                                  

3. Изучение нового материала.
а) Видеоурок
б) Запишем в конспект:
Растворы - это однородные устойчивые системы переменного состава, состоящие из двух и более компонентов. Основными компонентами раствора являются растворитель и растворенное вещество.


в) Механизм растворения вещества в воде:

Вывод запишем в конспект: растворение- это сложный физико-химический процесс, включающий в себя как разрушение структуры растворяемого вещества, так и химическое взаимодействие между частицами растворяемого вещества и молекулами воды.

Вывод запишем в конспект: растворение- это сложный физико-химический процесс, включающий в себя как разрушение структуры растворяемого вещества, так и химическое взаимодействие между частицами растворяемого вещества и молекулами воды.
4. Это интересно!

 видел ли кто-нибудь из вас воду?
Вопрос показался вам нелепым? Но он относится к совершенно чистой воде, в которой нет никаких примесей. Если быть честным и точным в ответе, то придется сознаться, что такую воду ни я, ни вы пока не видели. Именно поэтому на стакане с водой после надписи «Н2О» стоит знак вопроса. Значит, в стакане не чистая вода, а что тогда?
В этой воде растворены газы: N2, O2, CO2, Ar, соли из почвы, катионы железа из водопроводных труб. Кроме того, в ней взвешены мельчайшие частицы пыли. Вот что мы называем ч и с т о й  в о д о й! Много ученых работает над решением трудной проблемы – получить абсолютно чистую воду. Но пока получить такую ультрачистую воду не удалось. Однако вы можете возразить, что есть дистиллированная вода. Кстати, что она собой представляет?
На самом деле мы получаем такую воду, когда стерилизуем банки перед консервированием. Переворачиваем банку вверх дном, помещаем ее над кипящей водой. На донышке банки появляются капельки, это и есть дистиллированная вода. Но как только мы перевернем банку, в нее заходят газы из воздуха, и снова в банке – раствор. Поэтому грамотные хозяйки стараются сразу после стерилизации заполнить банки нужным содержимым. Говорят, что продукты в этом случае будут храниться дольше. Возможно, они правы. Можете поэкспериментировать! Именно потому, что вода способна растворять в себе различные вещества, ученые не могут до сих пор получить идеально чистую воду в больших объемах. А она бы так пригодилась, например, в медицине для приготовления лекарств.
Кстати, находясь в стакане, вода «растворяет» стекло. Поэтому чем толще стекло, тем дольше прослужат стаканы. А что такое морская вода?
Это раствор, в котором содержится много веществ. Например, поваренная соль. А как можно выделить поваренную соль из морской воды?
Выпариванием.  Кстати, именно так поступали наши предки. В Онеге были солеварни, где из морской воды выпаривали соль. Соль продавали новгородским купцам, покупали своим невестам и женам дорогие украшения, шикарные ткани. Таких нарядов, как у поморок, не было даже у московских модниц. А все лишь благодаря знаниям свойств растворов! 


Тема: Качественные характеристики состава растворов.
1. Повторяем. 



2. Изучаем.


 Задание:по картинкам определите где раствор разбавленный, а где концентрированный.



Задание: определите, где какой раствор.
3Запишем в конспект.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ по теме «Растворы»

Раствор – однородная система, состоящая из молекул растворителя и растворённого вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
Насыщенный раствор – это раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется.
Ненасыщенный раствор - это раствор, в котором при данной температуре вещество ещё может растворяться.
Суспензией называют взвесь, в которой мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Эмульсией называют взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости распределены между молекулами другой жидкости.
Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества.
Концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества.
4. Закрепляем













Тема: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
1. Теоретическая информация для изучения и записи в конспект



















Тема: Химические свойства оснований.

1. Опорный конспект.
2. Видеоопыты.

3. Проверьте себя.


1. Составьте уравнения реакций с участием щелочи:
а) NaOH, Ba(OH)2б) KOH и Ca(OH)2.

H2SO3 + _______ = ______ + ________. SO2 + ______ = _______ + __________.
H3PO4 + ______ = _______ + ________. P2O5 + ______ = _______ + __________.
FeCl3 + ______ = _______ + _________. FeCl2 + ______ = _______ + _________.

2. Составьте уравнения реакций получения нерастворимых оснований из солей:
а) Fe(NO3)3, MgCl2б) AlCl3, ZnCl2.

3. Составьте уравнения реакций согласно схеме:
a) Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 б) Zn → ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2

4. Определите химическое количество соли, образовавшейся при взаимодействии соляной кислоты и оксида алюминия химическим количеством: а) 0,01 моль; б) 0,02 моль.















Тема: Решение расчетных задач по теме "Химическое количество вещества.Молярная масса. Молярный объем
2. Повторяем и записываем:




3. Необходимые алгоритмы.

Алгоритм №1

Вычисление массы вещества по известному количеству вещества.

Последовательность действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу массы вещества

M = m / n Þ m = M · n

2. Вычислить молярную массу вещества

 

3. Вычислить массу вещества по формуле

Алгоритм №2

Вычисление количества вещества по известной массе вещества.

Последовательность действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу для вычисления количества вещества

M = m / n Þ n = m / M

2. Вычислить молярную массу вещества

 

3. Вычислить количество вещества по формуле


4. Изучаем и записываем примеры решений

Задача 1.

Условие. Какое количество оксида кальция содержится в 112 г этого вещества?

Дано:

m (СаО )=112г

Найти:

n (СаО) – ?

Решение.

Химическая формула оксида кальция – СаО.

n(CaO) = m(CaO)/М(СаО)

Mr(CaO) = 40 + 16 = 56

n(CaO) = 112 г/ (56г/моль) = 2 моль

Ответ: 2 моль СаО.


 Задача 2.

Условие. Вычислите массу порции воды, в которой содержится столько же молекул, сколько их в 22 г углекислого газа.

Дано:

m(CO2) = 22 г

n(CO2) = n(H2O)

Найти:

m(H2O) – ?

Алгоритм решения

Зная массу углекислого газа, рассчитывают его количество. Затем находят количество воды (оно будет равно количеству углекислого газа). А потом, зная количество воды, вычисляют ее массу:

m(CO2) → n(CO2) → n(H2O) → m(H2O)

Решение

1. n(CO2) = m(CO2)/М(СО2)

Mr(CO2) = 12 + 16·2 = 44

n(CO2) = 22 г/ 44 г/моль = 0,5 моль

2. n(H2O) = n(CO2) = 0,5 моль

3. m(H2O) = n(H2O)·M(H2O)

Mr(H2O) = 1·2+16 = 18

m(H2O) = 0,5 моль·18 г/моль = 9 г

Ответ: 9 г Н2О.


Задача 3.

Условие. Вычислите массу метана СН4, объем которого при н. у. составляет 67,2 л.

Дано:

V(CН4) = 67,2 л

Найти:

m(CН4) – ?

Решение.

Алгоритм решения

V(CН4) → n(CН4) → m(CН4)

1) n(CН4) = V(CН4)/Vn = 67,2 л/ 22,4 (л/моль) = 3 моль

2) m(CН4) = n(CН4)·M(CН4)

Mr(CН4) = 12 + 1·4 =16

m(CН4) = 3 моль·16 г/моль = 48 г

Ответ: 48 г CН4.

5. Задания для закрепления

Задача 1. Вычислите массу воды (г), взятой количеством вещества 5 моль?
Задача 2. Вычислите массу 24,08 *1023 молекул серной кислоты H2SO4?

Задача 3. Определите число атомов в  56г железа Fe?


Тема: Растворы. Вода- универсальный растворитель. Строение молекул воды. 
1.Повторяем пройденный материал.
Степень окисления – условный заряд, атома в химическом соединении, если предположить, что атомы состоят из ионов.
Степень окисления
Металлы
Неметаллы
высшая
+ № группы (Са+2О)
+ № группы( N+52O5)
низшая
0 (Са 0)
=№ группы – 8(Li3N-3.)
Степень окисления:

1.Простых веществ равна 0
N02, Cl02, Cu0, Al0.

2. Металлов в соединениях всегда положительна и равна валентности
 K +1 F, Ca+2O, Al+3 2S3
3. Кислорода в соединениях, как правило, равна -2, (исключO+2F2H2O2-1Na2O2-1 )

Na2O-2SiO2-2H2O-2

4. Степень окисления фтора во всех соединениях равна - 1
NaF-1, HF-1, CaF2-1 
5. Степень окисления водорода с металлами равна -1,
с неметаллами, как правило, +1
NaH-1, MgH2-1,
H+1 F, H2+1 O, H2+1 S

6. В сумме степень окисления всех элементов в сложном веществе равна   0.
Ca+2O-2, Na+1F-1
2. Выполните задания.
1.Укажите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

а) Ca+2O-2 + S+4O2-2 → Ca+2S+4O3-2           в) Fe+2(O-2 H+1)2  → Fe+2O-2 +H2+1O-2                                  
б) 2Mg° + O2° → 2Mg+2O-2                      г)    Fe°+ 2H+1Cl-1 → Fe+2Cl2-1 + H2°

2. Укажите процессы окисления и восстановления:

а) S° + 2e- → S-2                                               в)  S +4 - 2e- → S +6
б) Cu° - 2e- → Cu +2                                         г) Mn+7 + 5e- →Mn+2      

3Какие из процессов представляют собой окисление, а какие – восстановление?
Определите число отданных или принятых электронов:

          а) N+3  → N+5                                   в)  Cu +2   →  Cu°
          б)  Cr +6  → Cr+3                               г)  N-3 → N+2

4.  Определите степени окисления атомов, окислитель и восстановитель; составьте схему перехода электронов:

а) СuO + H2 → Cu + H2O                            в) Mg + CuCl2 → MgCl2 + Cu  
б) 2K + 2H2O → 2 KOH + H2                      г)  2KClO3  → 2KCl  +   3O2
5.  Расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций.  Составьте схему перехода электронов.
а)Ca+H2O→ Ca(OH)2 +H2 
б) N2 + H2 → NH3                                                  

3. Изучение нового материала.
а) Видеоурок
б) Запишем в конспект:
Растворы - это однородные устойчивые системы переменного состава, состоящие из двух и более компонентов. Основными компонентами раствора являются растворитель и растворенное вещество.


в) Механизм растворения вещества в воде:

Вывод запишем в конспект: растворение- это сложный физико-химический процесс, включающий в себя как разрушение структуры растворяемого вещества, так и химическое взаимодействие между частицами растворяемого вещества и молекулами воды.

4. Это интересно!

 видел ли кто-нибудь из вас воду?
Вопрос показался вам нелепым? Но он относится к совершенно чистой воде, в которой нет никаких примесей. Если быть честным и точным в ответе, то придется сознаться, что такую воду ни я, ни вы пока не видели. Именно поэтому на стакане с водой после надписи «Н2О» стоит знак вопроса. Значит, в стакане не чистая вода, а что тогда?
В этой воде растворены газы: N2, O2, CO2, Ar, соли из почвы, катионы железа из водопроводных труб. Кроме того, в ней взвешены мельчайшие частицы пыли. Вот что мы называем ч и с т о й  в о д о й! Много ученых работает над решением трудной проблемы – получить абсолютно чистую воду. Но пока получить такую ультрачистую воду не удалось. Однако вы можете возразить, что есть дистиллированная вода. Кстати, что она собой представляет?
На самом деле мы получаем такую воду, когда стерилизуем банки перед консервированием. Переворачиваем банку вверх дном, помещаем ее над кипящей водой. На донышке банки появляются капельки, это и есть дистиллированная вода. Но как только мы перевернем банку, в нее заходят газы из воздуха, и снова в банке – раствор. Поэтому грамотные хозяйки стараются сразу после стерилизации заполнить банки нужным содержимым. Говорят, что продукты в этом случае будут храниться дольше. Возможно, они правы. Можете поэкспериментировать! Именно потому, что вода способна растворять в себе различные вещества, ученые не могут до сих пор получить идеально чистую воду в больших объемах. А она бы так пригодилась, например, в медицине для приготовления лекарств.
Кстати, находясь в стакане, вода «растворяет» стекло. Поэтому чем толще стекло, тем дольше прослужат стаканы. А что такое морская вода?
Это раствор, в котором содержится много веществ. Например, поваренная соль. А как можно выделить поваренную соль из морской воды?
Выпариванием.  Кстати, именно так поступали наши предки. В Онеге были солеварни, где из морской воды выпаривали соль. Соль продавали новгородским купцам, покупали своим невестам и женам дорогие украшения, шикарные ткани. Таких нарядов, как у поморок, не было даже у московских модниц. А все лишь благодаря знаниям свойств растворов! 





Тема: Качественные характеристики состава растворов.
1. Повторяем. 




2. Изучаем.


 Задание:по картинкам определите где раствор разбавленный, а где концентрированный.



Задание: определите, где какой раствор.
3. Запишем в конспект.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ по теме «Растворы»

Раствор – однородная система, состоящая из молекул растворителя и растворённого вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
Насыщенный раствор – это раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется.
Ненасыщенный раствор - это раствор, в котором при данной температуре вещество ещё может растворяться.
Суспензией называют взвесь, в которой мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Эмульсией называют взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости распределены между молекулами другой жидкости.
Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества.
Концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества.
4. Закрепляем













Тема: Химическая связь, ее природа и типы.

1. Химическая связь.



2. Механизм образования ионной химической связи

3.Типы кристаллических решеток.


ионная
металлическая
Что в узлах кристаллической решётки, структурная единица
ионы
атомы

молекулы 
атомы и катионы
Тип химической связи между частицами узла
ионная
ковалентная: полярная и неполярная
ковалентная: полярная и неполярная
металлическая
Силы взаимодействия между частицами кристалла
Электро-статические
ковалентные
межмолекулярные
электростатические
Физические свойства, обусловленные кристаллической   решёткой
-силы притяжения между ионами велики,
пл.↑ (тугоплавкте),
- легко растворяются в воде,
-расплав и р-р проводит эл.ток,
-нелетучи (не имеют запаха)

-ковалентные связи между атомами велики,
пл. и Tкипочень↑,
-в воде не растворяются,
-расплав не проводит эл.ток

-силы притяжения между молекулами невелики,
пл.↓,
-некоторые растворяются в воде,
-обладают запахом, летучи

-силы взаимодействия велики,
пл.↑,
-высокие тепло и электропроводность

Агрегатное состояние вещества при обычных условиях
твёрдое
твёрдое
твёрдое,
газообразное,
жидкое
твёрдое,
жидкое (Нg)
Примеры
большинство солей, щелочей, оксиды типичных металлов
С (алмаз, графит), SiGeBSiO2
SiC (карборунд), BNFe3C
TaC(tпл.=38000С)
Красный и чёрный фосфор. Оксиды некоторых металлов.
все газы, жидкости, большинство неметаллов: инертные газы, галогены, H2N2O2O3P4 (белый), S8. Водородные соединения неметаллов, оксиды неметаллов: H2O,
CO2 «сухой лёд». Большинство органических соединений.
Металлы, сплавы
4. Задания для закрепления и проверки знаний

1.Распределить данные вещества в таблицу согласно их типу химической связи:

MgCl2, H2, CO2, NaI, HF, Al, ZnO, Fe, Br2, Ca3N2, O2, SO3, HBr, Al2S3, CuSn (сплав).

2. На ваш выбор, изобразите схему образования химической связи, выбрав соединение из каждого столбика.







Тема: Химические свойства оснований.

1. Опорный конспект.


2. Видеоопыты.
Химические свойства оснований


3. Проверьте себя.


1. Составьте уравнения реакций с участием щелочи:
а) NaOH, Ba(OH)2б) KOH и Ca(OH)2.

H2SO3 + _______ = ______ + ________. SO2 + ______ = _______ + __________.
H3PO4 + ______ = _______ + ________. P2O5 + ______ = _______ + __________.
FeCl3 + ______ = _______ + _________. FeCl2 + ______ = _______ + _________.

2. Составьте уравнения реакций получения нерастворимых оснований из солей:
а) Fe(NO3)3, MgCl2б) AlCl3, ZnCl2.

3. Составьте уравнения реакций согласно схеме:
a) Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 б) Zn → ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2

4. Определите химическое количество соли, образовавшейся при взаимодействии соляной кислоты и оксида алюминия химическим количеством: а) 0,01 моль; б) 0,02 моль.


Тема: Химические свойства солей.

1. Опорный конспект.



2. Видеоопыты.

а) Разложение малахита

б )Взаимодействие солей с кислотами
в) Взаимодействие солей со щелочами


3. Выполните задания.


1) AgNO3 + FeCl3 =
2) Pb(NO3)2 + K2S =
3) Ba(NO3)2 + Al2(SO4)3 =
4) CaCl2 + Na3PO4 =
5) Na2S + HCl =
6) (NH4)2SO4 + KOH =
7) K2CO3 + H2SO4 =
8) Ba(HCO3)2 + H2SO4 =
9) Al2O3 + KOH (избыток) =
10) SiO2 + NaOH =


4.  Это интересно!



Малахит



Известняк- карбонат кальция

Мрамор - карбонат кальция

Мел- карбонат кальция 



















Внимание! Вам предлагается повторение материала по химии за четвертую четверть прошлого учебного года. Оцените свой уровень.



Примерные диагностические задания

по учебному предмету «Химия» для VIII класса

 

1.          Установите соответствие между формулой вещества и его названием:

Формула вещества

Название вещества

1) Fe(OH)3

2) K2S

3) СaCl2

4) NaOH

а) гидроксид железа(III)

б) хлорид кальция

в) гидроксид натрия

г) сульфид калия

1) 1г, 2а, 3б,4д

2) 1в, 2б, 3г, 4а;

3) 1а, 2г, 3б, 4в;

4) 1в, 2а, 3г,4б

Выберите один вариант ответа

 

2.          Укажите тип химической реакции и название вещества, полученного в результате этой реакции:

СaO +  H2O = Сa(OH)2

3.          Составьте формулы соединений, в состав которых входят атомы и группы атомов с указанной валентностью. Назовите полученные вещества

а)         Al(III)  и SO4(II);

б)         Mg(II) и Cl(I);

в)         K(I)  и PO4(III).

4.          При взаимодействии цинка с соляной кислотой образуется соль и выделяется водород. Запишите соответствующее уравнение реакции.

5.          Реакция нейтрализации протекает по схеме:

Сa(OH)2 + H3PO4 → Сa3(PO4)2 + H2O

Расставьте коэффициенты.


 



Тема: Решение расчетных задач по теме "Химическое количество вещества.Молярная масса. Молярный объем"

2. Повторяем и записываем:







3. Необходимые алгоритмы.

Алгоритм №1

Вычисление массы вещества по известному количеству вещества.

Последовательность действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу массы вещества

M = m / n Þ m = M · n

2. Вычислить молярную массу вещества

 

3. Вычислить массу вещества по формуле

Алгоритм №2

Вычисление количества вещества по известной массе вещества.

Последовательность действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу для вычисления количества вещества

M = m / n Þ n = m / M

2. Вычислить молярную массу вещества

 

3. Вычислить количество вещества по формуле


4. Изучаем и записываем примеры решений

Задача 1.

Условие. Какое количество оксида кальция содержится в 112 г этого вещества?

Дано:

m (СаО )=112г

Найти:

n (СаО) – ?

Решение.

Химическая формула оксида кальция – СаО.

n(CaO) = m(CaO)/М(СаО)

Mr(CaO) = 40 + 16 = 56

n(CaO) = 112 г/ (56г/моль) = 2 моль

Ответ: 2 моль СаО.


 Задача 2.

Условие. Вычислите массу порции воды, в которой содержится столько же молекул, сколько их в 22 г углекислого газа.

Дано:

m(CO2) = 22 г

n(CO2) = n(H2O)

Найти:

m(H2O) – ?

Алгоритм решения

Зная массу углекислого газа, рассчитывают его количество. Затем находят количество воды (оно будет равно количеству углекислого газа). А потом, зная количество воды, вычисляют ее массу:

m(CO2) → n(CO2) → n(H2O) → m(H2O)

Решение

1. n(CO2) = m(CO2)/М(СО2)

Mr(CO2) = 12 + 16·2 = 44

n(CO2) = 22 г/ 44 г/моль = 0,5 моль

2. n(H2O) = n(CO2) = 0,5 моль

3. m(H2O) = n(H2O)·M(H2O)

Mr(H2O) = 1·2+16 = 18

m(H2O) = 0,5 моль·18 г/моль = 9 г

Ответ: 9 г Н2О.


Задача 3.

Условие. Вычислите массу метана СН4, объем которого при н. у. составляет 67,2 л.

Дано:

V(CН4) = 67,2 л

Найти:

m(CН4) – ?

Решение.

Алгоритм решения

V(CН4) → n(CН4) → m(CН4)

1) n(CН4) = V(CН4)/Vn = 67,2 л/ 22,4 (л/моль) = 3 моль

2) m(CН4) = n(CН4)·M(CН4)

Mr(CН4) = 12 + 1·4 =16

m(CН4) = 3 моль·16 г/моль = 48 г

Ответ: 48 г CН4.

5. Задания для закрепления

Задача 1. Вычислите массу воды (г), взятой количеством вещества 5 моль?
Задача 2. Вычислите массу 24,08 *1023 молекул серной кислоты H2SO4?

Задача 3. Определите число атомов в  56г железа Fe?






Тема: Химические реакции. Типы химических реакций.Уравнения химических реакций.

1. Алгоритм составления уравнений химических реакций.
2. Запишем выводы в конспект:

3. Решаем самостоятельно

№1. 

Преобразуйте следующие схемы в уравнения химических реакций расставив необходимые коэффициенты и заменив стрелки на знак равенства:

Zn + O→ ZnO

Fe + Cl2→ FeCl3

Mg + HCl → MgCl2 + H2

Al(OH)3 → Al2O3 + H2O

HNO3→ H2O+NO2+O2

CaO+H2O→ Ca(OH)2

H2+Cl2→ HCl

KClO3→ KClO4+KCl

Fe(OH)2+H2O+O2→ Fe(OH)3

KBr+Cl2→ KCl+Br2

№2.

Используя алгоритм составления уравнений химических реакций, составьте уравнения реакций взаимодействия между следующими парами веществ:

1) Na и O2 
2) Na и Cl2
3) Al и S




Тема: Расчеты по уравнениям химических реакций.
1. Основные формулы. Это обязательно!




2. Пример.
3. При необходимости можно изучить (повторить) подробные алгоритмы решения задач здесь
4. Решаем самостоятельно

1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).

2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).

3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2=SO2).

4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).

5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).

6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).



















































Тема: Растворы. Вода- универсальный растворитель. Строение молекул воды. 
1.Повторяем пройденный материал.
Степень окисления – условный заряд, атома в химическом соединении, если предположить, что атомы состоят из ионов.
Степень окисления
Металлы
Неметаллы
высшая
+ № группы (Са+2О)
+ № группы( N+52O5)
низшая
0 (Са 0)
=№ группы – 8(Li3N-3.)
Степень окисления:

1.Простых веществ равна 0
N02, Cl02, Cu0, Al0.

2. Металлов в соединениях всегда положительна и равна валентности
 K +1 F, Ca+2O, Al+3 2S3
3. Кислорода в соединениях, как правило, равна -2, (исключO+2F2H2O2-1Na2O2-1 )

Na2O-2SiO2-2H2O-2

4. Степень окисления фтора во всех соединениях равна - 1
NaF-1, HF-1, CaF2-1 
5. Степень окисления водорода с металлами равна -1,
с неметаллами, как правило, +1
NaH-1, MgH2-1,
H+1 F, H2+1 O, H2+1 S

6. В сумме степень окисления всех элементов в сложном веществе равна   0.
Ca+2O-2, Na+1F-1
2. Выполните задания.
1.Укажите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

а) Ca+2O-2 + S+4O2-2 → Ca+2S+4O3-2           в) Fe+2(O-2 H+1)2  → Fe+2O-2 +H2+1O-2                                  
б) 2Mg° + O2° → 2Mg+2O-2                      г)    Fe°+ 2H+1Cl-1 → Fe+2Cl2-1 + H2°

2. Укажите процессы окисления и восстановления:

а) S° + 2e- → S-2                                               в)  S +4 - 2e- → S +6
б) Cu° - 2e- → Cu +2                                         г) Mn+7 + 5e- →Mn+2      

3Какие из процессов представляют собой окисление, а какие – восстановление?
Определите число отданных или принятых электронов:

          а) N+3  → N+5                                   в)  Cu +2   →  Cu°
          б)  Cr +6  → Cr+3                               г)  N-3 → N+2

4.  Определите степени окисления атомов, окислитель и восстановитель; составьте схему перехода электронов:

а) СuO + H2 → Cu + H2O                            в) Mg + CuCl2 → MgCl2 + Cu  
б) 2K + 2H2O → 2 KOH + H2                      г)  2KClO3  → 2KCl  +   3O2
5.  Расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций.  Составьте схему перехода электронов.
а)Ca+H2O→ Ca(OH)2 +H2 
б) N2 + H2 → NH3                                                  



3. Изучение нового материала.
а) Видеоурок
б) Запишем в конспект:
Растворы - это однородные устойчивые системы переменного состава, состоящие из двух и более компонентов. Основными компонентами раствора являются растворитель и растворенное вещество.

в) Механизм растворения вещества в воде:
Вывод запишем в конспект: растворение- это сложный физико-химический процесс, включающий в себя как разрушение структуры растворяемого вещества, так и химическое взаимодействие между частицами растворяемого вещества и молекулами воды.
4. Это интересно!


А видел ли кто-нибудь из вас воду?
Вопрос показался вам нелепым? Но он относится к совершенно чистой воде, в которой нет никаких примесей. Если быть честным и точным в ответе, то придется сознаться, что такую воду ни я, ни вы пока не видели. Именно поэтому на стакане с водой после надписи «Н2О» стоит знак вопроса. Значит, в стакане не чистая вода, а что тогда?
В этой воде растворены газы: N2, O2, CO2, Ar, соли из почвы, катионы железа из водопроводных труб. Кроме того, в ней взвешены мельчайшие частицы пыли. Вот что мы называем ч и с т о й  в о д о й! Много ученых работает над решением трудной проблемы – получить абсолютно чистую воду. Но пока получить такую ультрачистую воду не удалось. Однако вы можете возразить, что есть дистиллированная вода. Кстати, что она собой представляет?
На самом деле мы получаем такую воду, когда стерилизуем банки перед консервированием. Переворачиваем банку вверх дном, помещаем ее над кипящей водой. На донышке банки появляются капельки, это и есть дистиллированная вода. Но как только мы перевернем банку, в нее заходят газы из воздуха, и снова в банке – раствор. Поэтому грамотные хозяйки стараются сразу после стерилизации заполнить банки нужным содержимым. Говорят, что продукты в этом случае будут храниться дольше. Возможно, они правы. Можете поэкспериментировать! Именно потому, что вода способна растворять в себе различные вещества, ученые не могут до сих пор получить идеально чистую воду в больших объемах. А она бы так пригодилась, например, в медицине для приготовления лекарств.
Кстати, находясь в стакане, вода «растворяет» стекло. Поэтому чем толще стекло, тем дольше прослужат стаканы. А что такое морская вода?
Это раствор, в котором содержится много веществ. Например, поваренная соль. А как можно выделить поваренную соль из морской воды?
Выпариванием.  Кстати, именно так поступали наши предки. В Онеге были солеварни, где из морской воды выпаривали соль. Соль продавали новгородским купцам, покупали своим невестам и женам дорогие украшения, шикарные ткани. Таких нарядов, как у поморок, не было даже у московских модниц. А все лишь благодаря знаниям свойств растворов! 




Тема: Характеристики растворимости веществ.

Растворимость- максимальная масса вещества ( в граммах), которое растворяется в воде массой 100г при данной температуре.Абсолютно нерастворимых в воде веществ нет!

 Какие же факторы и каким образом влияют на процесс растворения?
1. Растворимость твердых веществ в воде
Вывод: растворимость твердых веществ увеличивается с увеличением температуры, давление не оказывает влияния на растворимость. Измельчение твердого вещества и перемешивание ускоряют растворение.

2.Растворимость газов воде
Вывод: на растворимость газов влияет температура и давление.


Задание1. Изучите материал параграфа 48 и сделайте вывод о факторах влияющих на растворимость жидкостей в воде.
Задание 2. Пользуясь таблицей растворимости определите растворимость следующих веществ: AgNO3, Fe(OH)2, Ag2SO3, Ca(OH)2, CaCO3, MgCO3, KOH. 


Тема: Качественные характеристики состава растворов.
1. Повторяем. 




2. Изучаем.


Задание: по картинкам определите где раствор разбавленный, а где концентрированный.



Задание: определите, где какой раствор.
3. Запишем в конспект.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ по теме «Растворы»

Раствор – однородная система, состоящая из молекул растворителя и растворённого вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
Насыщенный раствор – это раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется.
Ненасыщенный раствор - это раствор, в котором при данной температуре вещество ещё может растворяться.
Суспензией называют взвесь, в которой мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Эмульсией называют взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости распределены между молекулами другой жидкости.
Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества.
Концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества.




Тема:
Массовая доля растворенного вещества.
1. Повторяем.
С понятием массовая доля вы уже сталкивались при изучении химии в 7 классе. 




2. Изучаем.

Алгоритм нахождения массы растворенного вещества и массы воды, необходимые для приготовления раствора.

Задача.
Вычислить массу соли и воды, необходимые для приготовления 40 г раствора NаСl с массовой долей 5%.
1. Запишите условие задачи с помощью общепринятых обозначений
Дано:
р-ра = 40г
ω = 5%
m (NаСl) - ?
m (Н2О) - ?
Решение:
1. Рассчитайте массу растворенного вещества по формуле:
в-ва= ω ∙ m р-ра/100%
m (NаСl) = 5% · 40г/100% = 2г
2. Найдите массу воды по разности между массой раствора и массой растворенного вещества:
р-ля = m р-ра – m в-ва
m (Н2О) = 40г – 2г = 38 г.
3. Запишите ответ.
Ответ: для приготовления раствора необходимо взять 2г соли и 38г воды.



Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества при разбавлении (упаривании) раствора
Задача
К 15% раствору, масса которого 80г, добавили 30г воды. Какой стала массовая доля растворённого вещества в полученном растворе?
1. Запишите условие задачи с помощью общепринятых обозначений.
Дано:
ω1 = 15%
mр-ра1=80г
m(Н2О) = 30г
ω2-?
Решение:
1. В результате разбавления (упаривания) раствора масса раствора увеличилась (уменьшилась), а вещества в нём осталось столько же.
Рассчитайте массу растворённого вещества, преобразуя формулу:
ω = m в-ва /m р-ра ∙ 100%
в-ва = ω1· mр-ра1 /100%
в-ва = 15% · 80г = 12г
2. При разбавлении раствора общая масса его увеличивается (при упаривании - уменьшается).
Найдите массу вновь полученного раствора:
р-ра2 = m р-ра1 + m(H2O)
р-ра2 = 80г + 30г=110г
3. Рассчитайте массовую долю растворённого вещества в новом растворе:
ω2 = m в-ва / m р-ра2 ∙ 100%
ω2 = 12г/ 110г· 100% = 10,9%
4. Запишите ответ
Ответ: массовая доля растворенного вещества в растворе при разбавлении равна 10,9%

3. Решаем самостоятельно.


Сахар массой 12,5 г растворили в 112,5 г воды.

Определите массовую долю сахара в полученном растворе.
















Тема: Химические свойства оснований.

1. Опорный конспект.

2. Видеоопыты.
Химические свойства оснований


3. Проверьте себя.


1. Составьте уравнения реакций с участием щелочи:
а) NaOH, Ba(OH)2; б) KOH и Ca(OH)2.

H2SO3 + _______ = ______ + ________. SO2 + ______ = _______ + __________.
H3PO4 + ______ = _______ + ________. P2O5 + ______ = _______ + __________.
FeCl3 + ______ = _______ + _________. FeCl2 + ______ = _______ + _________.

2. Составьте уравнения реакций получения нерастворимых оснований из солей:
а) Fe(NO3)3, MgCl2. б) AlCl3, ZnCl2.

3. Составьте уравнения реакций согласно схеме:
a) Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 б) Zn → ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2

4. Определите химическое количество соли, образовавшейся при взаимодействии соляной кислоты и оксида алюминия химическим количеством: а) 0,01 моль; б) 0,02 моль.



Тема: Химические свойства солей.

1. Опорный конспект.


2. Видеоопыты.

а) Разложение малахита

б )Взаимодействие солей с кислотами
в) Взаимодействие солей со щелочами


3. Выполните задания.


1) AgNO3 + FeCl3 =
2) Pb(NO3)2 + K2S =
3) Ba(NO3)2 + Al2(SO4)3 =
4) CaCl2 + Na3PO4 =
5) Na2S + HCl =
6) (NH4)2SO4 + KOH =
7) K2CO3 + H2SO4 =
8) Ba(HCO3)2 + H2SO4 =
9) Al2O3 + KOH (избыток) =
10) SiO2 + NaOH =


4.  Это интересно!


Малахит



Известняк- карбонат кальция

Мрамор - карбонат кальция

Мел- карбонат кальция 
























Тема: Химические реакции. Типы химических реакций.Уравнения химических реакций.

1. Алгоритм составления уравнений химических реакций.
Видео.

Тема: Расчеты по уравнениям химических реакций.
1. Основные формулы. Это обязательно!

2. Пример.









Тема: Химическая связь, ее природа и типы.

1. Химическая связь.






 3.Типы кристаллических решеток.

ионная
металлическая
Что в узлах кристаллической решётки, структурная единица
ионы
атомы

молекулы 
атомы и катионы
Тип химической связи между частицами узла
ионная
ковалентная: полярная и неполярная
ковалентная: полярная и неполярная
металлическая
Силы взаимодействия между частицами кристалла
Электро-статические
ковалентные
межмолекулярные
электростатические
Физические свойства, обусловленные кристаллической   решёткой
-силы притяжения между ионами велики,
пл.↑ (тугоплавкте),
- легко растворяются в воде,
-расплав и р-р проводит эл.ток,
-нелетучи (не имеют запаха)

-ковалентные связи между атомами велики,
пл. и Tкипочень↑,
-в воде не растворяются,
-расплав не проводит эл.ток

-силы притяжения между молекулами невелики,
пл.↓,
-некоторые растворяются в воде,
-обладают запахом, летучи

-силы взаимодействия велики,
пл.↑,
-высокие тепло и электропроводность

Агрегатное состояние вещества при обычных условиях
твёрдое
твёрдое
твёрдое,
газообразное,
жидкое
твёрдое,
жидкое (Нg)
Примеры
большинство солей, щелочей, оксиды типичных металлов
С (алмаз, графит), SiGeBSiO2
SiC (карборунд), BNFe3C
TaC(tпл.=38000С)
Красный и чёрный фосфор. Оксиды некоторых металлов.
все газы, жидкости, большинство неметаллов: инертные газы, галогены, H2N2O2O3P4 (белый), S8. Водородные соединения неметаллов, оксиды неметаллов: H2O,
CO2 «сухой лёд». Большинство органических соединений.
Металлы, сплавы

4. Задания для закрепления и проверки знаний


1.Распределить данные вещества в таблицу согласно их типу химической связи:
MgCl2, H2, CO2, NaI, HF, Al, ZnO, Fe, Br2, Ca3N2, O2, SO3, HBr, Al2S3, CuSn (сплав).

2. На ваш выбор, изобразите схему образования химической связи, выбрав соединение из каждого столбика.







Комментарии

Популярные сообщения из этого блога