9 класс


Тема:Азот
1.Подгруппа азота (пниктогены) – V группа, главная подгруппа «А» - азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут.
2.
Свойства элементов V-A подгруппы

Элемент
Азот
N
Фосфор
Р
Мышьяк
As
Сурьма
Sb
Висмут
Bi
Свойство
Порядковый номер элемента
7
15
33
51
83
Относительная атомная масса
14,007
30,974
74,922
121,75
208,980
Температура плавления,С0
-210
44,1
(белый)
817
(4МПа)
631
271
Температура кипения,С0
-196
280
(белый)
613
1380
1560
Плотность г/см3
0,96
(твёрдый)
1,82
(белый)
5,72
6,68
9,80
Степени окисления
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3


3. Химические свойства азота

N – окислитель ( 0 → -3)
N – восстановитель (0 → +5)
1. С металлами образуются нитриды MxNy
при нагревании с Mg и щелочно-земельными и щелочными: 
a + N2 Ca3N(при t)
- c Li при к t комнатной
Нитриды разлагаются водой
Са3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3
2. С водородом
3H2+N2  ↔ 2NH3
(условия - Tpkat)

               
N2 + O ↔ 2 NO – Q 
(при t= 2000 C)

Азот не реагирует с серой, углеродом, фосфором, кремнием и некоторыми другими неметаллами.


4. Выполните задания

№1.  Осуществите превращения по схеме:
N2Li3NNH3

№2.  Составьте уравнения реакции взаимодействия азота с кислородом, магнием и водородом. Для каждой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
№3. В одном цилиндре находится газ азот, в другом - кислород, а в третьем - углекислый газ. Как различить эти газы?

№4. В некоторых горючих газах содержится в виде примеси свободный азот. Может ли при сгорании таких газов в обыкновенных газовых плитах образоваться оксид азота (II). Почему?

Тема: Аммиак

Аммиак – NH3

Аммиак (в европейских языках его название звучит как «аммониак») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрестке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан. Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

1. Строение молекулы

2. Получение аммиака


3. Химические свойства аммиака

Реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления)
N-3 → N0 → N+2
NH3  сильный восстановитель.
с кислородом

1. Горение аммиака (при нагревании)
4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20
2. Каталитическое окисление амииака (катализатор Pt – Rh, температура)
4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O
с оксидами металлов
NH3  + 3CuO = 3Cu + N2 + 3 H2O
с сильными окислителями
2NH3 + 3Cl2 = N2 + 6HCl (при нагревании)
аммиак – непрочное соединение, при нагревании разлагается
2NH3↔ N2 + 3H2

4. Посмотрите видеоопыты!






Тема: Азотная кислота

HNO3  - Азотная кислота


1.История азотной кислоты


2.Получение азотной кислоты.



3.Химические свойства азотной кислоты.



4.Выполните задания

№1. Степень окисления атома азота в молекуле азотной кислоты
a. +4   
            b. +3   
            c. +5   
            d. +2
№2. Атом азота в молекуле азотной кислоты имеет валентность равную -
            a. II    
            b. V    
            c. IV   
            d. III
№3. Какими физическими свойствами характеризуют чистую азотную кислоту?
a. без цвета   
            b. не имеет запаха   
            c. имеет резкий раздражающий запах      
            d. дымящая жидкость         
            e. окрашена в жёлтый цвет
№4. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:
aNH3 O2
1)  NO2 
bKNO3 H2SO4
2)  NO2 + О2 + H2O
cHNO3
3)  NO + H2O
dNO + O2
4)  KHSO4 + HNO3­
№5. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, покажите переход электронов, укажите процессы окисления (восстановления; окислитель (восстановитель):
NO2 + О2 + H2O ↔ HNO3
























Тема: Неметаллы
1. Материалы для записи в конспект














2. Выполните задание



Тема: Хлор

1. Материалы для записи в конспект













2. Видеоопыты.




3. Выполните задания

1.    Охарактеризуйте физические свойства неметаллов.  Дайте определение аллотропия, приведите примеры.

2.    Расставить степени окисления элементов в соединениях:

СuO, CO2, KCl, SCl2, P2O3

3.    Закончить уравнения реакций, показать переход электронов, окислитель и восстановитель:

1)    Н2 +Сl 2 =

2)    SO2 =

3)     K + S =

4)    Al + Cl2=

4.    Решить задачу:

Найти объем водорода, который может прореагировать с хлором, массой 35,5 г.
















Тема: Электролитическая диссоциация

 веществ

1. Повторяем.
Алгоритм нахождения массы растворенного вещества и массы воды, необходимые для приготовления раствора.
Задача.
Вычислить массу соли и воды, необходимые для приготовления 40 г раствора NаСl с массовой долей 5%.
1. Запишите условие задачи с помощью общепринятых обозначений
Дано:
р-ра = 40г
ω = 5%
m (NаСl) - ?
m (Н2О) - ?
Решение:
1. Рассчитайте массу растворенного вещества по формуле:
в-ва= ω ∙ m р-ра/100%
m (NаСl) = 5% · 40г/100% = 2г
2. Найдите массу воды по разности между массой раствора и массой растворенного вещества:
р-ля = m р-ра – m в-ва
m (Н2О) = 40г – 2г = 38 г.
3. Запишите ответ.
Ответ: для приготовления раствора необходимо взять 2г соли и 38г воды.

Решаем самостоятельно.
Сахар массой 12,5 г растворили в 112,5 г воды.

Определите массовую долю сахара в полученном растворе.


2. Изучаем новое.

Запишем определения:

Электролитическая диссоциация - это распад

 электролитов на ионы в водных растворах или

 расплавах.

Внимание! Заряд иона и степень окисления

атома записываются по-разному. При

 обозначении иона справа вверху от его

формулы сначала записывают цифру, а

потом знак. При обозначении же степени

 окисления атома, как вы уже знаете, над

символом элемента сначала записывается

 знак, а потом-число. 

Например: ион Мg 2+, атом Мg+2.

Гидратацияэто взаимодействие электролитов

 с молекулами воды.

Зарисуем схему 

диссоциации ионного соединения в

водном растворе.





Тема: Ионы в растворах электролитов.


3. Запишем в конспект:


Атомы Сl0

Ионы Сl-

1.Содержат 7 электронов на внешнем (третьем) слое, слой не завершен

1. Содержат 8 электронов на внешнем (третьем) слое, слой завершен

2. Условный радиус равен R

2. Условный радиус больше R

3. Не имеют заряда, т. е. являются электронейтральными

3. Имеют заряд 1-

4. Входят в состав простого вещества Сl2

4. Входят в состав сложных веществ- ионных соединений

5. Реагируют с водой с образованием новых веществ

5. Не реагируют с водой

 4. Проверь свои знания.

1. Двухэлектронную внешнюю оболочку имеет ион : 1) S 6+ 2) S 2- 3) Вг 5+ 4) Sn 4+.
2. Число электронов в ионе железа Fe 2+ равно: 1) 54 2) 28 3) 58 4 ) 24 
3. . Одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня: имеют Са 2+ и 1) К + 2) А r 3) Ва 4) F -.



















Тема: Повторение основных вопросов курса
 химии VIII класса 




Степень окисления – условный заряд, атома в химическом соединении, если предположить, что атомы состоят из ионов.
Степень окисления
Металлы
Неметаллы
высшая
+ № группы (Са+2О)
+ № группы( N+52O5)
низшая
0 (Са 0)
=№ группы – 8(Li3N-3.)
Степень окисления:

1.Простых веществ равна 0
N02, Cl02, Cu0, Al0.

2. Металлов в соединениях всегда положительна и равна валентности
 K +1 F, Ca+2O, Al+3 2S3
3. Кислорода в соединениях, как правило, равна -2, (исключO+2F2H2O2-1Na2O2-1 )

Na2O-2SiO2-2H2O-2

4. Степень окисления фтора во всех соединениях равна - 1
NaF-1, HF-1, CaF2-1 
5. Степень окисления водорода с металлами равна -1,
с неметаллами, как правило, +1
NaH-1, MgH2-1,
H+1 F, H2+1 O, H2+1 S

6. В сумме степень окисления всех элементов в сложном веществе равна   0.
Ca+2O-2, Na+1F-1
2. Выполните задания.
1.Укажите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

а) Ca+2O-2 + S+4O2-2 → Ca+2S+4O3-2           в) Fe+2(O-2 H+1)2  → Fe+2O-2 +H2+1O-2                                  
б) 2Mg° + O2° → 2Mg+2O-2                      г)    Fe°+ 2H+1Cl-1 → Fe+2Cl2-1 + H2°

2. Укажите процессы окисления и восстановления:

а) S° + 2e- → S-2                                               в)  S +4 - 2e- → S +6
б) Cu° - 2e- → Cu +2                                         г) Mn+7 + 5e- →Mn+2      

3Какие из процессов представляют собой окисление, а какие – восстановление?
Определите число отданных или принятых электронов:

          а) N+3  → N+5                                   в)  Cu +2   →  Cu°
          б)  Cr +6  → Cr+3                               г)  N-3 → N+2

4.  Определите степени окисления атомов, окислитель и восстановитель; составьте схему перехода электронов:

а) СuO + H2 → Cu + H2O                            в) Mg + CuCl2 → MgCl2 + Cu  
б) 2K + 2H2O → 2 KOH + H2                      г)  2KClO3  → 2KCl  +   3O2
5.  Расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций.  Составьте схему перехода электронов.
а)Ca+H2O→ Ca(OH)2 +H2 
б) N2 + H2 → NH3                                                  




Тема: Электролиты и неэлектролиты.
1. Прочитайте материал учебника на ст.46-47 и посмотрите видеоматериал по ссылке Электролиты и неэлектролиты
2. Запишите следующие определения в конспект:
Электропроводностьспособность тела или среды проводить электрический ток.
ЭлектролитыВЕЩЕСТВА ВОДНЫЕ РАСТВОРЫ И РАСПЛАВЫ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК.
САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПИШИТЕ В КОНСПЕКТ ПРИМЕРЫ ТАКИХ ВЕЩЕСТВ СО СТР.48
Неэлектролитывещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток.
САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПИШИТЕ В КОНСПЕКТ ПРИМЕРЫ ТАКИХ ВЕЩЕСТВ СО СТР.48

4. Ответьте на вопросы на стр. 49









Тема: Оксид кремния (IV)


   1.Видеоурок

2Повторим пройденный материал.


Кремний открыл и получил в 1823 году шведский химик Йенс Якоб Берцелиус.
Второй по распространённости элемент в земной коре после кислорода (27,6% по массе). Встречается в соединениях.

Строение  атома кремния в основном состоянии


1s22s22p63s23p2



Строение атома кремния в возбуждённом  состоянии


1s22s22p63s13p3


Степени окисления: +4, -4.



Осуществите превращения по схеме:
1) Si → SiO→ Na2SiO→ H2SiO→SiO2
2) Si → Mg2Si → SiH→ SiO2
3) Si → Na2SiO3
3.

4.





5.









Тема:Азот
1.Подгруппа азота (пниктогены) – V группа, главная подгруппа «А» - азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут.
2.
Свойства элементов V-A подгруппы
Элемент
Азот
N
Фосфор
Р
Мышьяк
As
Сурьма
Sb
Висмут
Bi
Свойство
Порядковый номер элемента
7
15
33
51
83
Относительная атомная масса
14,007
30,974
74,922
121,75
208,980
Температура плавления,С0
-210
44,1
(белый)
817
(4МПа)
631
271
Температура кипения,С0
-196
280
(белый)
613
1380
1560
Плотность г/см3
0,96
(твёрдый)
1,82
(белый)
5,72
6,68
9,80
Степени окисления
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3

3. Химические свойства азота

N – окислитель ( 0 → -3)
N – восстановитель (0 → +5)
1. С металлами образуются нитриды MxNy
при нагревании с Mg и щелочно-земельными и щелочными: 
a + N2 Ca3N(при t)
- c Li при к t комнатной
Нитриды разлагаются водой
Са3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3
2. С водородом
3H2+N2  ↔ 2NH3
(условия - Tpkat)

               
N2 + O ↔ 2 NO – Q 
(при t= 2000 C)

Азот не реагирует с серой, углеродом, фосфором, кремнием и некоторыми другими неметаллами.


4. Выполните задания

№1.  Осуществите превращения по схеме:
N2Li3NNH3

№2.  Составьте уравнения реакции взаимодействия азота с кислородом, магнием и водородом. Для каждой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
№3. В одном цилиндре находится газ азот, в другом - кислород, а в третьем - углекислый газ. Как различить эти газы?

№4. В некоторых горючих газах содержится в виде примеси свободный азот. Может ли при сгорании таких газов в обыкновенных газовых плитах образоваться оксид азота (II). Почему?





Тема:Аммиак


Аммиак – NH3

Аммиак (в европейских языках его название звучит как «аммониак») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрестке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан. Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

1. Строение молекулы



2. Получение аммиака


3. Химические свойства аммиака

Реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления)
N-3 → N0 → N+2
NH3  сильный восстановитель.
с кислородом

1. Горение аммиака (при нагревании)
4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20
2. Каталитическое окисление амииака (катализатор Pt – Rh, температура)
4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O
с оксидами металлов
NH3  + 3CuO = 3Cu + N2 + 3 H2O
с сильными окислителями
2NH3 + 3Cl2 = N2 + 6HCl (при нагревании)
аммиак – непрочное соединение, при нагревании разлагается
2NH3↔ N2 + 3H2

4. Посмотрите видеоопыты!









Тема: Азотная кислота

HNO3  - Азотная кислота


1.История азотной кислоты


2.Получение азотной кислоты.



3.Химические свойства азотной кислоты.



4.Выполните задания

№1. Степень окисления атома азота в молекуле азотной кислоты
a. +4   
            b. +3   
            c. +5   
            d. +2
№2. Атом азота в молекуле азотной кислоты имеет валентность равную -
            a. II    
            b. V    
            c. IV   
            d. III
№3. Какими физическими свойствами характеризуют чистую азотную кислоту?
a. без цвета   
            b. не имеет запаха   
            c. имеет резкий раздражающий запах      
            d. дымящая жидкость         
            e. окрашена в жёлтый цвет
№4. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:
aNH3 O2
1)  NO2 
bKNO3 H2SO4
2)  NO2 + О2 + H2O
cHNO3
3)  NO + H2O
dNO + O2
4)  KHSO4 + HNO3­
№5. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, покажите переход электронов, укажите процессы окисления (восстановления; окислитель (восстановитель):
NO2 + О2 + H2O ↔ HNO3












Тема: Неметаллы
1. Материалы для записи в конспект














2. Выполните задание: 









Тема: Хлор

1. Материалы для записи в конспект





















2. Видеоопыты.

3. Выполните задания

1.    Охарактеризуйте физические свойства неметаллов.  Дайте определение аллотропия, приведите примеры.

2.    Расставить степени окисления элементов в соединениях:

СuO, CO2, KCl, SCl2, P2O3

3.    Закончить уравнения реакций, показать переход электронов, окислитель и восстановитель:

1)    Н2l 2 =

2)    S+ O2 =

3)     K + S =

4)    Al + Cl2=

4.    Решить задачу:

Найти объем водорода, который может прореагировать с хлором, массой 35,5 г.





Тема: Хлороводород, соляная кислота, хлориды.
2. Материалы для записи в конспект
















3. Видеоопыты



4. Выполните задания



Проверяем:








Внимание! Вам предлагается повторение материала по химии за четвертую четверть прошлого учебного года. Оцените свой уровень.

Примерные диагностические задания

по учебному предмету «Химия» для IX класса

1. Укажите число растворимых в воде веществ из перечня: поваренная соль, серная кислота, сульфат меди(II), мел, хлороводород, гидроксид натрия, хлорид серебра:

а) 3;             б) 4;            в) 5;             г) 6.

2. Представьте себя шеф-поваром. На рабочем месте имеются весы, мерная посуда (мерные кувшины, стаканы и т.д.).

Для засолки огурцов необходим раствор хлорида натрия (w (NaCl) = 3%). Шеф-повару потребовался такой раствор массой 6 кг. Примесями в поваренной соли можно пренебречь.

1)      Запишите формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и формулу для определения объема раствора (если известна масса и плотность раствора).

2)      Найдите массу соли (г) и объем воды (см3), необходимые для приготовления указанного раствора.

3)      Запишите формулу для вычисления молярной концентрации.

4)      Вычислите молярную концентрацию соли в растворе, приняв плотность раствора, равную 1 г/см3.

 




Тема: Растворы. Вода- универсальный растворитель. Строение молекул воды. 
1.Повторяем пройденный материал.
Степень окисления – условный заряд, атома в химическом соединении, если предположить, что атомы состоят из ионов.
Степень окисления
Металлы
Неметаллы
высшая
+ № группы (Са+2О)
+ № группы( N+52O5)
низшая
0 (Са 0)
=№ группы – 8(Li3N-3.)
Степень окисления:

1.Простых веществ равна 0
N02, Cl02, Cu0, Al0.

2. Металлов в соединениях всегда положительна и равна валентности
 K +1 F, Ca+2O, Al+3 2S3
3. Кислорода в соединениях, как правило, равна -2, (исключO+2F2H2O2-1Na2O2-1 )

Na2O-2SiO2-2H2O-2

4. Степень окисления фтора во всех соединениях равна - 1
NaF-1, HF-1, CaF2-1 
5. Степень окисления водорода с металлами равна -1,
с неметаллами, как правило, +1
NaH-1, MgH2-1,
H+1 F, H2+1 O, H2+1 S

6. В сумме степень окисления всех элементов в сложном веществе равна   0.
Ca+2O-2, Na+1F-1
2. Выполните задания.
1.Укажите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

а) Ca+2O-2 + S+4O2-2 → Ca+2S+4O3-2           в) Fe+2(O-2 H+1)2  → Fe+2O-2 +H2+1O-2                                  
б) 2Mg° + O2° → 2Mg+2O-2                      г)    Fe°+ 2H+1Cl-1 → Fe+2Cl2-1 + H2°

2. Укажите процессы окисления и восстановления:

а) S° + 2e- → S-2                                               в)  S +4 - 2e- → S +6
б) Cu° - 2e- → Cu +2                                         г) Mn+7 + 5e- →Mn+2      

3Какие из процессов представляют собой окисление, а какие – восстановление?
Определите число отданных или принятых электронов:

          а) N+3  → N+5                                   в)  Cu +2   →  Cu°
          б)  Cr +6  → Cr+3                               г)  N-3 → N+2

4.  Определите степени окисления атомов, окислитель и восстановитель; составьте схему перехода электронов:

а) СuO + H2 → Cu + H2O                            в) Mg + CuCl2 → MgCl2 + Cu  
б) 2K + 2H2O → 2 KOH + H2                      г)  2KClO3  → 2KCl  +   3O2
5.  Расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций.  Составьте схему перехода электронов.
а)Ca+H2O→ Ca(OH)2 +H2 
б) N2 + H2 → NH3                                                  
3. Изучение нового материала.
а) Видеоурок
б) Запишем в конспект:
Растворы - это однородные устойчивые системы переменного состава, состоящие из двух и более компонентов. Основными компонентами раствора являются растворитель и растворенное вещество.

в) Механизм растворения вещества в воде:
Вывод запишем в конспект: растворение- это сложный физико-химический процесс, включающий в себя как разрушение структуры растворяемого вещества, так и химическое взаимодействие между частицами растворяемого вещества и молекулами воды.
4. Это интересно!


А видел ли кто-нибудь из вас воду?
Вопрос показался вам нелепым? Но он относится к совершенно чистой воде, в которой нет никаких примесей. Если быть честным и точным в ответе, то придется сознаться, что такую воду ни я, ни вы пока не видели. Именно поэтому на стакане с водой после надписи «Н2О» стоит знак вопроса. Значит, в стакане не чистая вода, а что тогда?
В этой воде растворены газы: N2, O2, CO2, Ar, соли из почвы, катионы железа из водопроводных труб. Кроме того, в ней взвешены мельчайшие частицы пыли. Вот что мы называем ч и с т о й  в о д о й! Много ученых работает над решением трудной проблемы – получить абсолютно чистую воду. Но пока получить такую ультрачистую воду не удалось. Однако вы можете возразить, что есть дистиллированная вода. Кстати, что она собой представляет?
На самом деле мы получаем такую воду, когда стерилизуем банки перед консервированием. Переворачиваем банку вверх дном, помещаем ее над кипящей водой. На донышке банки появляются капельки, это и есть дистиллированная вода. Но как только мы перевернем банку, в нее заходят газы из воздуха, и снова в банке – раствор. Поэтому грамотные хозяйки стараются сразу после стерилизации заполнить банки нужным содержимым. Говорят, что продукты в этом случае будут храниться дольше. Возможно, они правы. Можете поэкспериментировать! Именно потому, что вода способна растворять в себе различные вещества, ученые не могут до сих пор получить идеально чистую воду в больших объемах. А она бы так пригодилась, например, в медицине для приготовления лекарств.
Кстати, находясь в стакане, вода «растворяет» стекло. Поэтому чем толще стекло, тем дольше прослужат стаканы. А что такое морская вода?
Это раствор, в котором содержится много веществ. Например, поваренная соль. А как можно выделить поваренную соль из морской воды?
Выпариванием.  Кстати, именно так поступали наши предки. В Онеге были солеварни, где из морской воды выпаривали соль. Соль продавали новгородским купцам, покупали своим невестам и женам дорогие украшения, шикарные ткани. Таких нарядов, как у поморок, не было даже у московских модниц. А все лишь благодаря знаниям свойств растворов! 



Тема: Электролиты и неэлектролиты.
1. Прочитайте материал учебника на ст.46-47
2. Запишите следующие определения в конспект:
Электропроводностьспособность тела или среды проводить электрический ток.
ЭлектролитыВЕЩЕСТВА ВОДНЫЕ РАСТВОРЫ И РАСПЛАВЫ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК.
САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПИШИТЕ В КОНСПЕКТ ПРИМЕРЫ ТАКИХ ВЕЩЕСТВ СО СТР.48
Неэлектролитывещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток.
САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПИШИТЕ В КОНСПЕКТ ПРИМЕРЫ ТАКИХ ВЕЩЕСТВ СО СТР.48

4. Ответьте на вопросы на стр. 49



Тема: Электролитическая диссоциация веществ
1. Повторяем.
Алгоритм нахождения массы растворенного вещества и массы воды, необходимые для приготовления раствора.
Задача.
Вычислить массу соли и воды, необходимые для приготовления 40 г раствора NаСl с массовой долей 5%.
1. Запишите условие задачи с помощью общепринятых обозначений
Дано:
р-ра = 40г
ω = 5%
m (NаСl) - ?
m (Н2О) - ?
Решение:
1. Рассчитайте массу растворенного вещества по формуле:
в-ва= ω ∙ m р-ра/100%
m (NаСl) = 5% · 40г/100% = 2г
2. Найдите массу воды по разности между массой раствора и массой растворенного вещества:
р-ля = m р-ра – m в-ва
m (Н2О) = 40г – 2г = 38 г.
3. Запишите ответ.
Ответ: для приготовления раствора необходимо взять 2г соли и 38г воды.

Решаем самостоятельно.
Сахар массой 12,5 г растворили в 112,5 г воды.

Определите массовую долю сахара в полученном растворе.

2. Изучаем новое.
Запишем определения:
Электролитическая диссоциация - это распад электролитов на ионы в водных растворах или расплавах.

Внимание! Заряд иона и степень окисления атома записываются по-разному. При обозначении иона справа вверху от его формулы сначала записывают цифру, а потом знак. При обозначении же степени окисления атома, как вы уже знаете, над символом элемента сначала записывается знак, а потом-число. 
Например: ион Мg 2+, атом Мg+2.
Гидратация- это взаимодействие электролитов с молекулами воды.
Зарисуем схему диссоциации ионного соединения в водном растворе.


3. Выполните задание.
Напишите уравнения электролитической диссоциации (ЭД) электролитов:
а) хлорид аммония;
б) нитрат натрия;
в) бромид серебра;
г) карбонат натрия;
д) азотная кислота.




Тема: Ионы в растворах электролитов.
3. Запишем в конспект:

Атомы Сl0

Ионы Сl-

1.Содержат 7 электронов на внешнем (третьем) слое, слой не завершен

1. Содержат 8 электронов на внешнем (третьем) слое, слой завершен

2. Условный радиус равен R

2. Условный радиус больше R

3. Не имеют заряда, т. е. являются электронейтральными

3. Имеют заряд 1-

4. Входят в состав простого вещества Сl2

4. Входят в состав сложных веществ- ионных соединений

5. Реагируют с водой с образованием новых веществ

5. Не реагируют с водой

 4. Проверь свои знания.

1. Двухэлектронную внешнюю оболочку имеет ион : 1) S 6+ 2) S 2- 3) Вг 5+ 4) Sn 4+.
2. Число электронов в ионе железа Fe 2+ равно: 1) 54 2) 28 3) 58 4 ) 24 
3. . Одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня: имеют Са 2+ и 1) К + 2) А r 3) Ва 4) F -.











      
Тема:Азот
1.Подгруппа азота (пниктогены) – V группа, главная подгруппа «А» - азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут.
2.
Свойства элементов V-A подгруппы
Элемент
Азот
N
Фосфор
Р
Мышьяк
As
Сурьма
Sb
Висмут
Bi
Свойство
Порядковый номер элемента
7
15
33
51
83
Относительная атомная масса
14,007
30,974
74,922
121,75
208,980
Температура плавления,С0
-210
44,1
(белый)
817
(4МПа)
631
271
Температура кипения,С0
-196
280
(белый)
613
1380
1560
Плотность г/см3
0,96
(твёрдый)
1,82
(белый)
5,72
6,68
9,80
Степени окисления
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3
+5, +3,-3

3. Химические свойства азота

N – окислитель ( 0 → -3)
N – восстановитель (0 → +5)
1. С металлами образуются нитриды MxNy
при нагревании с Mg и щелочно-земельными и щелочными: 
a + N2 Ca3N(при t)
- c Li при к t комнатной
Нитриды разлагаются водой
Са3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3
2. С водородом
3H2+N2  ↔ 2NH3
(условия - Tpkat)

               
N2 + O ↔ 2 NO – Q 
(при t= 2000 C)

Азот не реагирует с серой, углеродом, фосфором, кремнием и некоторыми другими неметаллами.

4. Выполните задания

№1.  Осуществите превращения по схеме:
N2Li3NNH3

№2.  Составьте уравнения реакции взаимодействия азота с кислородом, магнием и водородом. Для каждой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
№3. В одном цилиндре находится газ азот, в другом - кислород, а в третьем - углекислый газ. Как различить эти газы?

№4. В некоторых горючих газах содержится в виде примеси свободный азот. Может ли при сгорании таких газов в обыкновенных газовых плитах образоваться оксид азота (II). Почему?





Тема:Аммиак


Аммиак – NH3

Аммиак (в европейских языках его название звучит как «аммониак») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрестке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан. Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак.


1. Строение молекулы



2. Получение аммиака


3. Химические свойства аммиака

Реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления)
N-3 → N0 → N+2
NH3  сильный восстановитель.
с кислородом

1. Горение аммиака (при нагревании)
4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20
2. Каталитическое окисление амииака (катализатор Pt – Rh, температура)
4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O
с оксидами металлов
2 NH3  + 3CuO = 3Cu + N2 + 3 H2O
с сильными окислителями
2NH3 + 3Cl2 = N2 + 6HCl (при нагревании)
аммиак – непрочное соединение, при нагревании разлагается
2NH3↔ N2 + 3H2

4. Посмотрите видеоопыты!






Тема: Азотная кислота

HNO3  - Азотная кислота


1.История азотной кислоты


2.Получение азотной кислоты.



3.Химические свойства азотной кислоты.



4.Выполните задания

№1. Степень окисления атома азота в молекуле азотной кислоты
a. +4   
            b. +3   
            c. +5   
            d. +2
№2. Атом азота в молекуле азотной кислоты имеет валентность равную -
            a. II    
            b. V    
            c. IV   
            d. III
№3. Какими физическими свойствами характеризуют чистую азотную кислоту?
a. без цвета   
            b. не имеет запаха   
            c. имеет резкий раздражающий запах      
            d. дымящая жидкость         
            e. окрашена в жёлтый цвет
№4. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:
a) NH3 + O2
1)  NO2 
b) KNO3 + H2SO4
2)  NO2 + О2 + H2O
c) HNO3
3)  NO + H2O
d) NO + O2
4)  KHSO4 + HNO3­
№5. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, покажите переход электронов, укажите процессы окисления (восстановления; окислитель (восстановитель):
NO2 + О2 + H2O ↔ HNO3





Тема: Ионы в растворах электролитов.
3. Проверь свои знания.
1. Двухэлектронную внешнюю оболочку имеет ион : 1) S 6+ 2) S 2- 3) Вг 5+ 4) Sn 4+.
 2. Число электронов в ионе железа Fe 2+ равно: 1) 54 2) 28 3) 58 4 ) 24 
3. . Одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня: имеют Са 2+ и 1) К + 2) А r 3) Ва 4) F -.


Тема: Сильные и слабые электролиты.
1.. Опорный конспект.


3. В перечне веществ подчеркните слабые электролиты








Тема: Окислительно- восстановительные реакции.
1. Повторяем пройденный материал. Это обязательно!
Степень окисления – условный заряд, атома в химическом соединении, если предположить, что атомы состоят из ионов.
Степень окисления
Металлы
Неметаллы
высшая
+ № группы (Са+2О)
+ № группы( N+52O5)
низшая
0 (Са 0)
=№ группы – 8(Li3N-3.)
Степень окисления:
1.Простых веществ равна 0
N02, Cl02, Cu0, Al0.

2. Металлов в соединениях всегда положительна и равна валентности
 K +1 F, Ca+2O, Al+3 2S3
3. Кислорода в соединениях, как правило, равна -2, (исключO+2F2H2O2-1Na2O2-1 )

Na2O-2SiO2-2H2O-2

4. Степень окисления фтора во всех соединениях равна - 1
NaF-1, HF-1, CaF2-1 
5. Степень окисления водорода с металлами равна -1,
с неметаллами, как правило, +1
NaH-1, MgH2-1,
H+1 F, H2+1 O, H2+1 S

6. В сумме степень окисления всех элементов в сложном веществе равна   0.
Ca+2O-2, Na+1F-1

1. Величина степени окисления определяется числом смещенных электронов от атома или к данному атому. Может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.
2. В простых веществах степени окисления атомов равны нулю:
N02, Cl02, Cu0, Al0.
3.  Положительные  степени  окисления  приобретают  атомы,  которые  отдают  (смещают)  свои электроны другим атомам:
1) Значения степеней окисления атомов  металлов  I-III  А  групп совпадают с номером группы: K +1 F, Ca+2O, Al+3 2S3
2)  Степень  окисления  водорода в  соединениях  с  неметаллами равна +1:
+1       +1        +1
HF, H2O, H2S
3)  Высшая  положительная степень окисления, как правило, численно равна номеру группы, в  которой  располагается элемент:
+7                   +6         +5
Mn2O7, SO3, P2O5 ;Mn элемент  VIIВ группы; S элемент VIА группы;P  элемент VА группы

4.    Отрицательные  степени  окисления  имеют  атомы,  которые  принимают  (смещают) электроны от других атомов:
1)  Фтор  в  соединениях  всегда проявляет степень окисления -1
      - 1      -1          -1       
NaF, HF, CaF2 
2) Степень окисления кислорода в  большинстве  соединений равна -2
       -2         -2           -2  
Na2O, SiO2, H2O
                 +2                 -1              -1
искл., OF2, H2O2, Na2O2
3)  Низшая  отрицательная степень окисления у неметаллов численно равна разности: 
         -2              -3           -1
Na2S, Mg3N2, PCl5 (№ группы – 8)
5. В соединениях с ионным типом связи степени окисления одноатомных ионов равны величинам их зарядов:
+1 -1    +3  -1      +2  -1
KF, AlBr3, FeCl2.
6. Алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в веществе равна нулю:
+5  -2
P2O5           (+5)  2 + (-2)  5 = 0

2. Промотрите презентацию и ответьте на вопросы.


4. Просмотрите анимацию.

5. Задания для закрепления и проверки знаний.

1.Укажите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

а) Ca+2O-2 + S+4O2-2 → Ca+2S+4O3-2           в) Fe+2(O-2 H+1)2  → Fe+2O-2 +H2+1O-2                                  
б) 2Mg° + O2° → 2Mg+2O-2                      г)    Fe°+ 2H+1Cl-1 → Fe+2Cl2-1 + H2°

2. Укажите процессы окисления и восстановления:

а) S° + 2e- → S-2                                               в)  S +4 - 2e- → S +6
б) Cu° - 2e- → Cu +2                                         г) Mn+7 + 5e- →Mn+2      

3Какие из процессов представляют собой окисление, а какие – восстановление?
Определите число отданных или принятых электронов:

          а) N+3  → N+5                                   в)  Cu +2   →  Cu°
          б)  Cr +6  → Cr+3                               г)  N-3 → N+2

4.  Определите степени окисления атомов, окислитель и восстановитель; составьте схему перехода электронов:

а) СuO + H2 → Cu + H2O                            в) Mg + CuCl2 → MgCl2 + Cu  
б) 2K + 2H2O → 2 KOH + H2                      г)  2KClO3  → 2KCl  +   3O2
5.  Расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций.  Составьте схему перехода электронов.
а)Ca+H2O→ Ca(OH)2 +H2 
б) N2 + H2 → NH3                                                  








Тема: Химическая связь, ее природа и типы.

1. Химическая связь.






 3.Типы кристаллических решеток.

ионная
металлическая
Что в узлах кристаллической решётки, структурная единица
ионы
атомы

молекулы 
атомы и катионы
Тип химической связи между частицами узла
ионная
ковалентная: полярная и неполярная
ковалентная: полярная и неполярная
металлическая
Силы взаимодействия между частицами кристалла
Электро-статические
ковалентные
межмолекулярные
электростатические
Физические свойства, обусловленные кристаллической   решёткой
-силы притяжения между ионами велики,
пл.↑ (тугоплавкте),
- легко растворяются в воде,
-расплав и р-р проводит эл.ток,
-нелетучи (не имеют запаха)

-ковалентные связи между атомами велики,
пл. и Tкипочень↑,
-в воде не растворяются,
-расплав не проводит эл.ток

-силы притяжения между молекулами невелики,
пл.↓,
-некоторые растворяются в воде,
-обладают запахом, летучи

-силы взаимодействия велики,
пл.↑,
-высокие тепло и электропроводность

Агрегатное состояние вещества при обычных условиях
твёрдое
твёрдое
твёрдое,
газообразное,
жидкое
твёрдое,
жидкое (Нg)
Примеры
большинство солей, щелочей, оксиды типичных металлов
С (алмаз, графит), SiGeBSiO2
SiC (карборунд), BNFe3C
TaC(tпл.=38000С)
Красный и чёрный фосфор. Оксиды некоторых металлов.
все газы, жидкости, большинство неметаллов: инертные газы, галогены, H2N2O2O3P4 (белый), S8. Водородные соединения неметаллов, оксиды неметаллов: H2O,
CO2 «сухой лёд». Большинство органических соединений.
Металлы, сплавы
4. Материал для углубленного изучения.

1.Распределить данные вещества в таблицу согласно их типу химической связи:
MgCl2, H2, CO2, NaI, HF, Al, ZnO, Fe, Br2, Ca3N2, O2, SO3, HBr, Al2S3, CuSn (сплав).

2. На ваш выбор, изобразите схему образования химической связи, выбрав соединение из каждого столбика.


Тема: Оксид кремния (IV)


   1.Видеоурок

2. Повторим пройденный материал.


Кремний открыл и получил в 1823 году шведский химик Йенс Якоб Берцелиус.
Второй по распространённости элемент в земной коре после кислорода (27,6% по массе). Встречается в соединениях.

Строение  атома кремния в основном состоянии


1s22s22p63s23p2



Строение атома кремния в возбуждённом  состоянии


1s22s22p63s13p3


Степени окисления: +4, -4.



Осуществите превращения по схеме:
1) Si → SiO→ Na2SiO→ H2SiO→SiO2
2) Si → Mg2Si → SiH→ SiO2
3) Si → Na2SiO3

3.

4.
     







5. 


Тема: Практический выход продукта реакции
1. Алгоритм действий
 

  Расчетные задачи типа «Определение выхода про­дукта реакции в процентах от теоретического».

Признак

В условии задачи встречается слово «выход». Теоретический выход продукта всегда выше практического.

Понятия «теоретическая масса или объём, практическая масса или объём» могут быть использованы только для веществ-продуктов.

Доля выхода продукта обозначается буквой    (эта), измеряется в процентах или долях.

практическая                  х100%     

         =        теоретичееская

практический                  х100%

         =        V теоретичееский


Первый тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества и масса (объём) продукта реакции. Необходимо определить выход продукта реакции в %.

Задача 1. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

1. Записываем краткое условие задачи

Дано:

m (Mg) = 1,2 г

практическая (MgSO4) = 5,5 г

_____________________

Найти: =?

2. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

3. Находим по ПСХЭ молярные массы подчёркнутых веществ

M(Mg) = 24 г/моль

M(MgSO4) = 24 + 32 + 4 · 16 = 120 г/моль

4. Находим количество вещества реагента по формулам

ν(Mg) = 1,2 г / 24(г/моль) = 0,05 моль

5. По УХР вычисляем теоретическое количество вещества (νтеор) и теоретическую массу (mтеор) продукта реакции

m = ν · M

mтеор (MgSO4) = M(MgSO4) · νтеор (MgSO4) =

= 120 г/моль · 0,05 моль = 6 г

6. Находим массовую (объёмную) долю выхода продукта по формуле

(MgSO4)=(5,5г ·100%)/6г=91,7%

Ответ: Выход сульфата магния составляет 91,7% по сравнению с теоретическим

Второй тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества (реагента) и выход (в %) продукта реакции. Необходимо найти практическую массу (объём) продукта реакции.

Задача 2. Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

1. Записываем краткое условие задачи

Дано:

m(CaO) = 16,8 г

 =80% или 0,8

_________________

Найти:

m практ (CaC2) = ?

2. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

3. Находим по ПСХЭ молярные массы подчёркнутых веществ

M(CaO) = 40 + 16 = 56 г/моль

M(CaC2) = 40 + 2 · 12 = 64г/моль

4. Находим количество вещества реагента по формулам

ν(CaO)=16,8 (г) / 56 (г/моль) = 0,3 моль

5. По УХР вычисляем теоретическое количество вещества (νтеор) и теоретическую массу (mтеор) продукта реакции

6. Находим массовую (объёмную) долю выхода продукта по формуле

m практич (CaC2) = 0,8 · 19,2 г = 15,36 г

Ответ: m практич (CaC2) = 15,36 г


Третий тип задач – Известны масса (объём) практически полученного вещества и выход этого продукта реакции. Необходимо вычислить массу (объём) исходного вещества.

Задача 3. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

1. Записываем краткое условие задачи

Дано: н. у.

Vm = 22,4 л/моль

Vпрактич(CO2) = 28,56 л

 = 85% или 0,85

____________________

Найти:

m(Na2CO3) =?

2. Находим по ПСХЭ молярные массы веществ, если это необходимо

M (Na2CO3) =2·23 + 12 + 3·16 = 106 г/моль

3. Вычисляем теоретически полученный объём (массу) и количество вещества продукта реакции, используя формулы:

Vтеоретич(CO2) =

= 28,56 л / 0,85 = 33,6 л

ν(CO2) = 33,6 (л) / 22,4 (л/моль) = 1,5 моль

4. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

5. Находим количество вещества реагента по УХР

По УХР:

, следовательно

ν(Na2CO3) = ν(CO2) = 1,5 моль

5. Определяем массу (объём) реагента по формуле:

m = ν · M

V = ν · Vm    m = ν · M   m(Na2CO3) = 106 г/моль · 1,5 моль = 159 г


2. Решаем самостоятельно

№1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

№2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

№3. Определите, какая масса мели вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

№4. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога